Печать

Интервью с автором пособий по слухоречевой реабилитации детей и взрослых, д.п.н., профессором РГПУ им. Герцена, СПб НИИ уха, горла, носа и речи Инной Васильевной Королевой

 Какие обстоятельства повлияли на вас при выборе данного направления деятельности?

– С первого курса университета занималась исследованием слухового восприятия и достаточно долго, потом после университета, работала в исследовательской лабораторий и занималась вопросами исследования слуха и речи. После перестройки в Советском Союзе эта организация закрылась и я стала работать в Санкт-Петербургском НИИ уха, горла, носа и речи и заниматься проблемами диагностики нарушения слуха, проблемами реабилитации пациентов с кохлеарными имплантами, потому что моё образование как оказалось, максимально подходит для решения этих задач, для разработки методик реабилитации таких пациентов. Это оказалось абсолютно новым делом, очень интересным и требующим очень больших знаний.

Скажите пожалуйста, есть ли возрастные ограничения для установки кохлеарных имплантов?

– Кохлеарная имплантация заключается в том что, тем людям с нарушениями слуха, которым не помогают обычные слуховые аппараты, потому что у них во внутреннем ухе погибли клетки которые преобразуют звуки в электрические импульсы. Устанавливается имплант во внутреннее ухо глухого человека и собственно говоря независимо от возраста, любому человеку у которого есть такая проблема способен обеспечить слух, возможность слышать. И конечно же, нарушения слуха, такие серьёзные могут встречаться у человека любого возраста. И у новорожденного ребенка и у взрослого человека и с точки зрения эффективности слухоречевой реабилитации самые эффективные реабилитации достигаются у поздно оглохших взрослых людей. Если мы с вами оглохним, независимо от того, 30 вам лет, 60 или 80, это устройство обеспечит человеку возможность слышать звуки, понимать речь и общаться с окружающими людьми. Если говорить о маленьких детях, то здесь ситуация или у людей с врождённой глухотой, ситуация сложнее, устройство обеспечивает им возможность слышать звуки, но с точки зрения понимать речь и говорить, эти возможности могут быть очень ограниченны. Чем раньше мы сделали кохлеарную имплантацию, тем больше возможность развития понимания речи и собственной речи, чем позднее мы её сделали человеку с врожденной глухотой, тем эти возможности меньше.

В каких случаях невозможно или противопоказано имплантация?

– С точки зрения опасности для жизни, операция не представляет опасности для жизни. Эта операция по улучшению качества жизни, но есть пациенты которым эта операция может быть не эффективным. В частности это происходит в ситуации когда ребенок или взрослый человек переболел менингитом и у него потеря слуха в следствие менингита. В таком случае происходит окостенение улитки и невозможно ввести кохлеарный имплант. Эта одна категория пациентов которые не слышат с помощью аппаратов или вообще не слышат, но и кохлеарную имплантацию им провести почти невозможно. И с пациентами у которых врожденная аномалия развития улитки. Её вообще нет или нет слухового нерва. Этим пациентам тоже невозможно или не целесообразно провести операцию, потому что он всё равно слышать не будет после кохлеарной имплантации. Но для них разработано стволомозговая имплантация, то есть электрод внедряется не в ухо, а в подкорковые центры мозга и у нас в Санкт-Петербурге, откуда я собственно приехала, у нас есть такие пациенты, мы делаем такие операции, единственные в России, в Казахстане насколько я знаю таких операции не делается пока, но по счастью таких пациентов которые нуждаются в стволомозговой имплантации их не много. Основаня категория, это проблемы связанные с внутренним ухом и значит мы можем провести кохлеарную имплантацию.

Сколько в ремени занимает реабилитация после операции КИ?

– Мы должны определить две группы, поздно оглохшие, то есть люди которые когда то слышали, умеют говорить, умеют понимать речь у них соответствующий центр мозга развита. Обычно они слышат уже в первые дни и многие из них уже начинают понимать слова в первые дни после подключения процессора импланта. Который происходит как правило через три-четыре недели после операции. Но сначала звуки или звучат очень отличающиеся по сравнению с тем как они помнят это и необходима специальная тренировка, специальное обучение для того чтобы человек мог хорошо понимать речь разных людей с помощью кохлеарного импланта. Как правило на это один-два месяца и в течение года за счет общения с окружающими, это понимание речи улучшается. У детей которые не говорили, реабилитация занимает 5-7 лет. Потому что, ребенка должны научить слышать, его нужно научить понимать речь, говорить. Скажите пожалуйста вы слышите китайский язык? Отлично. Сколько времени вам нужно научиться говорить по китайский? Много лет да?! Наверно не так много для того чтобы какие-то отдельные слова запомнить, но очень много для того чтобы научиться понимать и говорить с китайцем. Это собственно процесс в какой-то степени похож, но только нам нужно еще предварительно научить ребенка слышать или рано оглохшего взрослого, слышать и различать разные звуки, потому что его мозг не умеет делать этого в отличие от нашего.

Как слышат люди после кохлеарной имплантации? Как они описывают свои первые ощущения?

– После операции человек вообще ничего не слышит, потому что для того чтобы он слышал нужно подключить внешнее устройство. Имплант состоит из двух частей. Внутренняя, которая имплантируется в ухо под кожу головы и внешняя часть, в которой находятся микрофон, процессор кохлеарного импланта и передатчик которые устанавливаются на голове и удерживаются с помощью магнита на голове и за ухом пациента и обычно она устанавливается через 3-4 недели после операции. Вот с этого момента происходит постепенная настройка параметров процессора импланта и обучение его слушанию. Позднооглохший пациент свои первые ощущения описывает таким образом, я слышу разные звуки но они похожи на какой-то шум, они все сливаются вместе и я не понимаю то ли это кто-то говорит, то ли это прошел по коридору, они отличаются от того что как он помнит это дело. Но поскольку они достаточно быстро, в течение нескольких дней научаются узнавать слова и узнавать звуки, это означает что они просто звучат по другому, непривычно. Мозг очень быстро научается выделять в них те признаки которые важны для узнавания слов и разных звуков.

Ваш отзыв о слухоречевой реабилитации в Казахстане.

– Поскольку я приезжаю на эту выездную реабилитацию уже второй раз, и уже несколько раз приезжала вообще в Казахстан в связи с обучением специалистов. Мне кажется что в Казахстане идет безусловно поступательное движение по как раз в области развития реабилитации таких пациентов. Потому что, в первое время очень типичная проблема, на операцию выделяют деньги, выделяет деньги государство на закупку аппаратов.

Пресс-служба
«НПЦ РСР»