Печать

Нарушение обоняния и вкуса при инфицировании Covid-19

10 2 5Потеря обоняния или аносмия оказывает существенное влияние на качество жизни. Как правило, это влияет не только на нашу способность чувствовать запахи (как хорошие, так и плохие запахи), но также ухудшает нашу способность обнаруживать запахи. Наше чувство вкуса помогает нам различить сладкое, кислое, соленое, горькое. Поскольку различные вкусы связаны с ароматами для обеспечения стимуляции обонятельных хеморецепторов, запах и вкус являются физиологически взаимозависимыми. Дисфункция одного типа чувствительности часто вызывает другие нарушения. К нарушению вкусовой чувствительности могут приводить не только психические заболевания, но и местные нарушения. Причинами ухудшения вкусовой чувствительности могут быть сухость слизистой полости рта, которая может быть вызвана частым курением, синдромом Шегрена, лучевой терапией головы и шеи, или шелушение языка, а также применение различных лекарственных средств (например, препаратов с антихолинэнергическими свойствами и винкристина). Потеря обоняния может произойти после травмы головы в сочетании с состояниями, которые вызывают заложенность носа (например, хронический синусит), или в некоторых случаях конкретная причина может быть не обнаружена. Потеря обоняния после вирусной инфекции является второй по частоте причиной потери ощущения запаха, вероятно, на ее долю приходится около 12% всех случаев, хотя, как правило, 25% случаев наблюдается в специализированных клиниках. Хорошо известно, что вирусы, вызывающие простуду, вызывают постинфекционную потерю обоняния, а также известны более 200 различных вирусов, вызывающих инфекции верхних дыхательных путей. Считается, что ранее описанные коронавирусы составляют 10-15% случаев. Поэтому не удивительно, что новый вирус COVID-19 возможно также вызывает аносмию у инфицированных пациентов. Появляется все больше доказательств того, что у значительного числа пациентов с доказанной инфекцией COVID-19 развилась аносмия / гипосмия. Например, в Германии сообщается, что более 2 из 3 подтвержденных случаев имеют аносмию.
Лор-хирурги по всему миру поделились сообщениями о том, что они наблюдали пик у пациентов, сообщивших об аносмии в прошлом месяце. Врачи нашего Центра считают, что это связано с инфекцией COVID-19. В настоящее время многие больные пациенты не имеют других симптомов или имеют только признаки легкого течения обычного ОРВИ и, следовательно, не соответствуют критериям для тестирования. Хотя потеря обоняния может быть вызвана другими вирусами, мы считаем, что разумно предположить, что COVID-19 является причиной, пока тесты не окажутся отрицательными. Поэтому советуем пациентам следовать современным рекомендациям по самоизоляции, если у них развивается новая аносмия. Кроме того, у каждого, у кого недавно развился этот симптом, часто возникает беспокойство по поводу вероятности выздоровления, беспокойство о первопричине. Хотим вас поддержать тем, что хорошая новость заключается в том, что коллеги в Италии сообщают об обнадеживающих темпах выздоровления, причем многие пациенты сообщают о возвращении обоняния в течение 7–14 дней.
В прошлом врачи часто прописывали пероральные стероиды, чтобы попытаться улучшить показатели выздоровления. Существует неопределенность в отношении того, могут ли оральные стероиды усугубить тяжесть COVID-19, и поэтому в настоящее время мы не советуем их использовать, особенно в течение первых двух недель после появления симптомов. Носовые стероиды вряд ли будут иметь прямую пользу, хотя, поскольку они имеют низкие показатели всасывания в организм, если вы принимаете их от сенной лихорадки или других заболеваний, пожалуйста, продолжайте делать это. Уменьшение чихания и насморка поможет снизить риск передачи вируса. Также считаем очень полезными тренировку обоняния. Это предполагает многократную стимуляцию обонятельных нервов методом вдыхания эфирных масел ежедневно минимум 2 раза в день. При отсутствии эфирных масел можно использовать приятные запахи, которые вы найдете в доме, при условии, что они безопасны и находятся в жидкой форме! Оригинальными эфирными маслами для тренировки запаха считаются роза, лимон, гвоздика и эвкалипт. Будьте здоровы!

Крымова Манар Илесовна
врач сурдолог-отоларинголог

Печать

С 1 января 2020 года вступил в силу Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 30 января 2020 года № 33

documents

1 января 2020 года вступил в силу приказ Министра труда и социальной защиты населения РК, который внес некоторые изменения в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов».
Согласно данному приказу № 33 от 30 января 2020 вступившей в силу 1 января 2020 года претерпели изменения Правила предоставления социальных услуг индивидуального помощника для инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении и специалиста жестового языка для инвалидов по слуху – шестьдесят часов в год в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, Правила предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам и детям-инвалидам, Правила обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, Правила обеспечения инвалидов специальными средствами передвижения согласно приложениям 1, 2, 3, 4 настоящих правил.
По информации размещенной на сайте МТСЗН РК согласно внесенным изменениям в Приказ лица с инвалидностью теперь смогут заключать договора с индивидуальными помощниками напрямую, регламентирован единый размер оплаты труда индивидуальных помощников, изменены противопоказания к оказанию услуг индивидуального помощника и специалиста жестового языка. С учетом замечаний лиц с инвалидностью из проекта приказа исключена норма, запрещающая близким родственникам оказывать услуги индивидуальных помощников.
С полным текстом приказа можно ознакомиться на портале информационно-правовой системы нормативных правовых актов РК adilet.zan.kz

Пресс-служба
РГП на ПХВ «Научно-практический центр
развития социальной реабилитации»
Министерства Труда и социальной защиты
населения Республики Казахстан

Печать

Наша коллега стала победителем республиканского конкурса

IMG 20200203 WA0007

IMG 20200203 WA0005

IMG 20200203 WA0006

     Наша коллега Директор Департамента Медико-реабилитационного Анжела Мырзагалиевна Саякова стала победителем Республиканского конкурса «Лучшие педагоги дополнительного и специального образования», организованный национальной ассоциацией педагогов дополнительного и специального образования, логопедическим центром "Аружан". По итогам конкурса Анжела Мырзагалиевна была награждена медалью "Үздік дефектолог". Конкурс проводился с целью выявления передовых современных методов работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и привлечения внимания к работе специальных педагогов.

Пресс-служба «НПЦ РСР» МТСЗН РК

Печать

«Каждый ребёнок уникален»: интервью с сурдопедагогом для детей с нарушениями слуха

       IMG 20200130 WA0010

        На сегодняшний день около 10 процентов населения мира или около 650 миллионов человек, живут с той или иной формой инвалидности. Они являются крупнейшим меньшинством в мире, и около 80 процентов из них проживают в развивающихся странах.

         Последние три десятилетия потребности и права инвалидов занимают важное место в повестке дня Организации Объединенных Наций. Подтверждением этому служит Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» и Факультативный протокол к ней которые были приняты в 2006 году и вступили в силу в 2008-м.
      Оказание социальной защиты инвалидам в нашей стране регулирует Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» который был принят в 2005 году. В нём прописаны основные понятия, связанные с инвалидностью. Пункты закона содержат в себе порядок установления группы инвалидности, механизм прохождения медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, а также рассматриваются меры поддержки людей, имеющих инвалидность во всех областях жизнедеятельности – образование, трудоустройство, психологическая помощь, социальное обслуживание и так далее.
           Сурдопедагог Научно-практического центра развития социальной реабилитации Зарина Илахунова с 11 летним стажем рассказала о задачах стоящих перед сурдопедагогами, трудностях и особенностях работы, о методике работы с детьми с кохлеарными имплантами.
     Сурдопедагогика – наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших), один из разделов коррекционной (специальной) педагогики.
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ – это программа мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка или взрослого с сенсоневральной тугоухостью IV ст. и глухотой.
Какие задачи стоят перед сурдопедагогами?
- У сурдопедагогов есть важная миссия в том, чтобы помочь родителям детей с нарушениями слуха понять и принять своего ребенка таким, какой он есть, помочь ему развиваться, так как все слышащие дети. Это не всегда легко, но благодаря старанию, пробам, ошибкам, работе над собой, в конечном итоге можно достичь успеха в работе с детьми. Основная задача – это научить ребенка не только слышать, но и слушать, различать звуки, понимать слова и подготовить ребенка к социализации в общество.
С какими трудностями сталкиваетесь в повседневной работе с детьми с нарушениями слуха и речи?
- Так как нам приходиться работать не только с детьми, но и с родителями, основные трудности именно с родителями детей с нарушениями слуха. Не подготовленность родителей к принятию своего ребенка, взаимосвязь с ребенком, не умение устанавливать контакт. И в связи с этим не подготовленность ребенка к занятию, не умение ребенка слушать, нету интереса к звукам.
Всегда ли можно раскрыть сильные стороны ребенка?
- Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания потому, что это способствует раскрытию индивидуальности ребёнка.
На что должны обращать внимания родители детей с кохлеарными имплантами? Ваши советы родителям.
- Прежде всего родители должны научиться наблюдать за реакциями ребенка, для того чтобы при настройке речевого процессора могли рассказать аудиологу о своих наблюдениях, так как адекватная, точная настройка речевого процессора, это начальный этап работы. От него зависит дальнейшее развитие ребенка. Также хочу посоветовать, родителям участвовать на занятиях со своими детьми, для лучшей взаимосвязи с ребенком, своевременно выполнять домашние задания, вовлекать ребенка в различные мероприятия.
Какие методы используете в работе с детьми с нарушениями слуха?
- На сегодняшний день существуют разнообразные методики реабилитации детей с нарушениями слуха. Я в своей работе использую методы и приемы работы И.В.Королевой «Слуховой метод». Основная цель слухоречевой реабилитации – развивать у ребенка способность к восприятию словесной речи, постоянно совершенствовать этот навык, научиться контролировать свою речь, а также пользоваться речью и говорить максимально внятно.
Как вы обучаете детей с нарушениями слуха?
- Обучение детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации ведется поэтапно во время слухоречевой реабилитации. Достигая целей и задач, каждого этапа мы движемся вперёд, к основной цели – достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи ребенка для его дальнейшего обучения в общеобразовательной школе.

Беседовал пресс-секретарь Научно-практического центра
развития социальной реабилитации
А.Бекбосынов